XXX Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
16-17 апреля 2025 года в ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ) прошел XXX Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Тема юбилейного симпозиума: «Смысл жизни и акме: развитие смысловой сферы и специфика жизненного пути личности».

Соорганизаторами симпозиума выступили кафедра управления образованием Гродненского государственного университет им. Я. Купалы (Гродно, Беларусь) и кафедра консультативной психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (Москва, Россия). На симпозиум было зарегистрировано 230 участников.
Открывая Пленарное заседание, Попова Т.А., руководитель симпозиума, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ, доцент кафедры Психотерапия качества жизни НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (Москва, Россия) отметила возрастающую актуальность и значимость темы симпозиума, рост числа участников и представленных ими регионов. Было подчеркнуто, что в год 80-летия великой Победы, участники симпозиума по проблемам смысла жизни и акме помнят и чтят память тех, кто отстоял стоял у истоков и развивал дискуссию о смысле жизни.
На Пленарном заседании общий доклад «30-летие симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» представлен Карповой Н.Л., доктором психологических наук, профессором, ведущим научным сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ (Москва, Россия) и Поповой Т.А., кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ, доцентом кафедры «Психотерапия качества жизни» НОЧУ ВО Московский институт психоанализа» (Москва, Россия). Доклад был посвящен истории симпозиумов и его организаторам – доктору психологических наук В.Э. Чудновскому (1924-2016) и доктору психологических наук, академику РАО А.А. Бодалеву (1923-2014). Освещены основные этапы жизни научной деятельности ученых и показан вклад в организацию и развитие основных идей психологии смысла жизни и акме. Также был представлен вклад доктора психологических наук А.В. Суворова (1953-2024) в теоретические и практические аспекты симпозиума – вопросы полноценной социореабилитации инвалидов, их сотрудничества со здоровыми людьми: при поддержке Чудновского В.Э. и Бодалева А.А. в 1994 г. Суворов А.В. защитил кандидатскую, в 1996 г. докторскую диссертацию, достойно подтвердив свою личностную и научно-исследовательскую состоятельность.
Тема юбилейного симпозиума в плане специфики жизненного пути личности была представлена в докладе «Педагогика смысложизненных ориентаций: проблема доверия к миру в детско-подростково-юношеской среде» Ульяновой И.В., доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики «МосУ МВД России им. В. Я. Кикотя», профессором НОЧУ ВО « Московский институт психоанализа» (Москва, Россия).
Леонтьев Д.А., доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ (Москва, Россия), рассмотрел многомерные шкалы экзистенциального смысла, их виды и историю разработки методик диагностики. Сапогова Е.Е., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии ФБОУ ВО «МПГУ» (Москва, Россия), представила доклад «Бытийные метаморфозы” как маркеры самотрансформаций во взрослом возрасте». Клементьева М.В., доктор психологических наук, профессор департамента психологии и развития человеческого капитала ФГБОУ ВО МФЭИ (Москва, Россия), познакомила с исследованием в студенческой среде «Идентификация с аватаром: риск или ресурс субъективного благополучия молодежи». Митина Л.М., доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики ФНЦ ПМИ (Москва, Россия), рассмотрела проблему смысла жизни как ресурсной составляющей личностно-профессионального развития субъектов непрерывного образования. Мелик-Пашаев А.А., доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии одарённости ФНЦ ПМИ (Москва, Россия), осветил вопрос «Путь художника: самовоспитание или/и освоение деятельности». Аверьянов А.И., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной и социальной работе НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (Москва, Россия), научный руководитель магистратуры «Экзистенциальная психология личности и логотерапия» (Москва, Россия), представил тему: «Благодарность как "избирательное отношение" к жизни». Попова Т. А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ, доцент кафедры Психотерапия качества жизни НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», (Москва, Россия), рассмотрела проблему «Жизненный стресс на жизненном пути личности. Методы артлоготерапии».
В завершение Пленарного заседания неоднократный участник симпозиума Братусь Б.С., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия), особо обратил внимание собравшихся на необходимость помнить о значимости духовной составляющей в жизни человека, – именно она, а не потребительские интересы и стремление к комфортности и самореализации определяет цену жизни. А.Н. Леонтьев в своих лекциях говорил, что общепринятая «пирамида» А. Маслоу в этом плане должна быть перевернута: только смысложизненная стойкость личность выдерживает тяжесть всего «бытийного основания пирамиды».
В рамках симпозиума 16 апреля 2025 года работали секции «Проблемы и современные тенденции развития логотерапии и арт-логотерапии. Смыслы и ценности в практике психологического консультирования» и «Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности».
На секции «Проблемы и современные тенденции развития логотерапии и арт-логотерапии. Смыслы и ценности в практике психологического консультирования» с докладами выступили:
- Штукарева С.В., руководитель Высшей школы логотерапии (Москва, Россия), академический руководитель магистратуры «Экзистенциальная психология личности и логотерапия» НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (Москва, Россия) с докладом «Стили ведения логотерапии», в котором представила комплексный анализ различных подходов к проведению логотерапевтических сессий, подчеркнув важность адаптации стиля работы к индивидуальным особенностям клиентов;
- Будников М.Ю., кандидат психологических наук, преподаватель кафедры нормальной физиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва, Россия), с докладом «Работа с ценностями как элемент трансдиагностического подхода в когнитивно-поведенческой терапии», в котором представил инновационный взгляд на интеграцию методов логотерапии и когнитивно-поведенческой терапии;
- Мельникова М.С., преподаватель Высшей школы логотерапии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»» (Москва, Россия), выступила с докладом на тему «Неустранимые страдания: практическая помощь и перспективы Сверх-смысла», в котором были представлены как философские, так и практические аспекты работы с экзистенциальными переживаниями, которые неизбежно сопутствуют человеческой жизни;
- Куренкова А., независимый исследователь (Москва, Россия) с докладом «Логотерапия как салютогенный ресурс/логотерапевтический подход в сохранении и поддержании здоровья: эмпирическое исследование», в котором представлены результаты исследования влияния логотерапевтических интервенций на физическое и психологическое благополучие;
- Емельянчук Н.Н., магистр психологии, стажёр-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ (Москва, Россия), выступил с докладом о новой методике, позволяющей рассматривать многомерных шкалы экзистенциального смысла: виды и адаптация на русскоязычной выборке;
- Хохлова Е.В. преподаватель Высшей школы логотерапии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», (Москва, Россия), рассказала о логотерапевтическом подходе в области лидерства в период неопределенности.
В формате сообщений на секции «Проблемы и современные тенденции развития логотерапии и арт-логотерапии. Смыслы и ценности в практике психологического консультирования» были представлены аспекты практического применения логотерапии и артлоготерапии:
- Чернова И.С. независимый исследователь (Москва, Россия) в сообщении «Лидерство через смысл: коучинг осмысленного лидерства как инструмент развития руководителей» рассмотрела возможности применения логотерапевтических принципов в бизнес-консультировании и развитии лидерских качеств;
- Иванова Д.С. старший хранитель фондов, музей РУТ (МИИТ) (Москва, Россия), представила культурологический анализ «Персонификация смерти в европейском искусстве XIV–XVI вв.: от текста к визуальному образу», раскрывающий исторические корни экзистенциальных переживаний современного человека и возможности их трансформации;
- Олейникова О.А., магистр психологии (Москва, Россия), поделилась практическим опытом в сообщении «Адаптация методов артлоготерапии в формат фототерапии в работе с креативностью и экзистенциальной исполненностью», продемонстрировав новые технологические возможности для развития творческого потенциала личности;
- Пассер Е.В., магистр психологии (Москва, Россия), в сообщении «Болезнь как экзистенциальное событие» раскрыла глубинные психологические аспекты переживания болезни и возможности трансформации этого опыта в ресурс для личностного роста.
- Захарова А.В., магистр психологии (Москва, Россия), представила инновационный подход в сообщении «Дистанционная артлоготерапия в профилактике кризисных состояний у людей в период средней взрослости», который особенно актуален в современных условиях цифровизации психологических услуг;
- Рейнвальд Ю.А., магистр психологии (Москва, Россия), в сообщении «От ценностей к смыслам. Логотерапевтическая практика в школе» продемонстрировала возможности внедрения принципов логотерапии и артлоготерапии в образовательный процесс для гармоничного развития личности учащихся;
- Пономарёва Ю.В., магистрант НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (Москва, Россия), представила глубокий анализ в сообщении «Анализ кейса В. Франкла из книги «Воля к смыслу» сквозь призму феноменологической редукции», раскрывающий методологические основы практики логотерапии.
Участники секции активно обсуждали представленные материалы, отмечая высокую практическую значимость и теоретическую обоснованность подходов. Особый интерес вызвали вопросы интеграции методов логотерапии с другими направлениями психотерапии и возможности применения логотерапевтического подхода в различных сферах жизни.
На секции «Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности» с докладами выступили:
- Пашукова Т.И., доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ (Москва, Россия), рассмотрела историю исследования психологических проблем смысла жизни и смысложизненного кризиса;
- Подпругина В.В., кандидат психологических наук, заведующий кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ (Москва, Россия), представила категорию здоровья как смысл жизни на разных этапах онтогенеза.
Сообщения представили:
- Белова Е. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одарённости ФНЦ ПМИ (Москва, Россия), посвятила свое выступление раскрытию высокого творческого потенциала и определение смысловых ориентиров на начальном этапе жизненного пути неординарной личности;
- Карпова Н.Л., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ (Москва, Россия), рассмотрела применение анкеты «Смысл жизни и акме» в логопсихотерапии;
- Мартынова Е.В., кандидат психологических наук, директор НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования» (Москва, Россия), посвятила выступление смысложизненому аспекту потребности в детях;
- Кретова Л.А., кандидат психологических наук, директор, преподаватель ИФП "Человек и мир" (Москва, Россия) выступила с темой: «Акме, «Уход в Лес» и психотерапия»
- Титкова А.Д., аспирант Института педагогики и психологии ОППО МПГУ (Москва, Россия) представила сообщение «История развития цифровых технологий в процессе формирования поколений X, Y, Z: влияние на развитие ценностно-смысловых характеристик»;
- Персиянцева С.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФНЦ ПМИ (Москва, Россия) выступила с сообщением «От смысла к стратегии: психологическое благополучие и выбор способов совладания со стрессом в студенческой среде».
- Леменц Т., аспирант Института педагогики и психологии ОППО МПГУ педагог-психолог АНО «ОШИ «Дубравушка» (Москва, Россия), посвятила выступление экзистенциальным смыслам педагогической профессии как миссии в контексте «заботы о себе»;
- Мирзоян М., магистрант ФГБОУ ВО МГЛУ (Москва, Россия), выступила с сообщением «Музыкальные жанры как предпочтения в эмоциональных переживаниях».
По каждой секции были представлены стендовые доклады.
Попова Т.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ
Карпова Н.Л., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ
Фотоматериал подготовлен Олейниковой О.А.
В рамках ХХХ Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» 17 апреля 2025 года традиционно, в 15-й раз (с 2011 года), работала молодежная секция, на которой свои исследования представили школьники и студенты.
Модераторами выступили Попова Т.А. кандидат психологических наук, ФНЦ ПМИ (Москва, Россия), Ульянова И.В. доктор педагогических наук, Мос У МВД России им. В.Я. Кикотя (Москва, Россия), Федосенко Е.В. кандидат психологических наук, ЧОУ ВО БГИ (Санкт-Петербург, Россия) и Исалиева С.Т., магистр психологии, КазНПУ им Абая (Алматы, Казахстан).
В рамках Молодежной секции симпозиума участники представили свои исследования, которые затрагивали важные аспекты смысложизненных переживаний и экзистенциальных вопросов. Прикуп Злата, 8 класс, «Лицей 3» им. Главного маршала авиации А.Е, Голованова (Дзержинский, Россия) в своем выступлении «Совесть, актуальное или забытое понятие?» рассматривает значение совести в современном мире и ее влияние на поведение молодежи. Анисимова Юлия, 9 класс «Лицей 3» им. Главного маршала авиации А.Е, Голованова (Дзержинский, Россия) в теме «Возрастная динамика смысла жизни» исследует, как восприятие смысла жизни меняется у подростков в зависимости от возраста. Гиль Анастасия, 9 класс, «Лицей 3» им. Главного маршала авиации А.Е, Голованова (Дзержинский, Россия) в своем докладе «Смысложизненный кризис. Возможен ли он у подростков?» анализирует возможность переживания экзистенциального кризиса в юном возрасте и его последствия. Дьяконов Андрей, 7 класс ГБУ СОШ №477 (Санкт-Петербург, Россия) в видеодокладе «Ложные смыслы жизни у подростков: влияние соцсетей, денег и трендов» акцентирует внимание на негативном воздействии социальных сетей и современных трендов на формирование истинных жизненных ценностей. Бохан Кристина, 10 класс гимназия №11 (Балашиха, Россия) в своем исследовании «Смысл жизни и мои чувства» подчеркивает, насколько важно осознавать собственные чувства для поиска собственного смысла жизни. Николина Кристина 10 класс гимназия №11, (Балашиха, Россия) в теме «Счастье и смысл жизни» рассматривает взаимосвязь счастья и поиска смысла в жизни. Майорова Мария 11 класс, ГБУ Центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию №14» (Санкт-Петербург, Россия), также обсуждая «Совесть — актуальное или забытое понятие?» в видеодокладе, возвращается к размышлениям о моральных аспектах жизни и их актуальности. Фролова Арина, 10 класс общеобразовательная школа № 142 (Алматы, Казахстан) в видеодокладе «Жизнь – это то, что проходит мимо нас, пока мы строим планы» исследует идею, что настоящая жизнь может быть упущена из-за чрезмерного планирования будущего. Студенты Педагогического университета имени Абая Sultani Fauzia/Султани Фаузия (Афганистан), Осина Любовь, Аскарова Милана. Заводовская Виктория (Алматы, Казахстан) представляя видеодоклад «The meaning of life», исследуют различные представления о смысле жизни через призму своего культурного опыта. Батунова Александра, 1 курс, Институт психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (Москва, Россия) в теме «Постижение юношеством смысла жизни с ориентацией на музейную педагогику» обсуждает, как музейные методы могут помочь молодежи осознать свои жизненные цели. Меньшакова Светлана, 1 курс, Институт психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (Москва, Россия) в своей работе «Конкретизация курсантами-будущими инспекторами по делам несовершеннолетних собственного смысла жизни в процессе изучения деструктивных молодежных субкультур» анализирует, как взаимодействие с молодежными субкультурами помогает курсантам формировать свои ценности. Сычева Дарья 1 курс, Институт психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (Москва, Россия) в теме «Роль мечтаний и планирования в постижении юношеством смысла жизни» акцентирует значимость мечтаний и целей для поиска смысла. Родонич Вячеслав, 3 курс Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия) в своем исследовании «Взаимосвязь профессиональной идентичности и биографической рефлексии личности» рассматривает, как осознание своей профессиональной роли влияет на биографическое самоощущение у молодежи. Завершились выступления докладчиком, Тарба В.А., 3 курс, Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В Хрулева (Санкт-Петербург, Россия), задается вопросом «Возможности достижения высшей точки развития личности - это реально?» и исследует, насколько достижимы идеалы личностного роста в условиях современного общества.
Темы, исследуемые молодежью на секции симпозиума, значимы для формирующегося сознания и жизненных ориентиров молодых людей. Вопросы, касающиеся смысла жизни, самореализации и моральных ценностей, помогают молодежи выстраивать свои жизненные стратегии и понимание роли в обществе. Обсуждение актуальных проблем, таких как влияние субкультур или необходимость мечтаний и планирования, способствует критическому мышлению и формирует у молодежи способность к рефлексии о своих целях и ценностях.
Проведение молодежной секции симпозиума создает платформу для обмена мнениями, позволяет молодым людям услышать различные точки зрения, а также укрепляет чувства общности и солидарности. Это важный шаг в поддержке их стремления к самовыражению и осознанию своей социальной ответственности. Участие в таких мероприятиях развивает навыки публичного выступления, научного анализа и принятия решений, что в дальнейшем способствует профессиональному и личностному развитию. Таким образом, молодежные симпозиумы не только формируют их видение будущего, но и вдохновляют на активное участие в общественной жизни.
В рамках молодежной секции симпозиума выступили участники научно-образовательного проекта «Лаборатория смысла: наука и творчество». Активное участие в проекте и внимательное научное руководство, осуществляемое психологами, педагогами, курирующими данный проект позволило представить научные доклады очень высокого уровня.
Участниками молодежной секции был проделан путь от теоретических выступлений и размышлений к живому и наглядному воплощению смыслов и ценностей через коллективное творчество. После насыщенных докладов и дискуссий о поиске смысла жизни в современном мире многим молодым участникам хотелось не только интеллектуального понимания, но и чувственного проживания этих идей. Именно поэтому было предложено групповое упражнение, которое позволило перейти от концептуального осмысления к практическому исследованию собственного пути. В небольших группах по 5-6 человек, каждая команда получила большой черный ватман, символизирующий космическое пространство, и белую краску для создания своей уникальной карты путешествия к смыслу. Метафора космоса была выбрана неслучайно – она помогает выйти за рамки повседневного мышления и взглянуть на свою жизнь с совершенно новой перспективы. Интересно было наблюдать, как постепенно на черном фоне появлялись созвездия, планеты и особые символические знаки. Особенно ценной была часть, когда каждая группа представляла свою космическую карту остальным. В этих презентациях раскрывались удивительные параллели между визуальными образами и глубокими психологическими процессами.
Сочетание индивидуальной рефлексии и группового творчества создало особую атмосферу, в которой участники смогли безопасно исследовать свои глубинные вопросы. Совместное создание космических карт помогло увидеть, что при всей уникальности каждого пути многие препятствия и ресурсы у нас общие. После завершения практических упражнений многие участники делились, что планируют продолжить это «космическое путешествие» самостоятельно, дополняя свою внутреннюю карту новыми открытиями, что еще раз подчеркивает силу метафорического языка и творческого подхода для работы с экзистенциальными вопросами.
При подведении итогов работы молодежной секции все участники высказывали не только благодарность за проведенное научное мероприятие и высказали уверенность в необходимости проведения данного мероприятия в будущем, что делает возможным развитие науки в области психологии смысла жизни и акмеологии.
Попова Т.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФНЦ ПМИ, руководитель симпозиума и научно-образовательного проекта «Лаборатория смысла: наука и творчество»
Рейнвальд Ю.А., магистр психологии, соруководитель научно-образовательного проекта «Лаборатория смысла: наука и творчество»
Фотоматериал подготовлен Кузнецовой Г.И., руководителем участников лицея 3 им. Главного маршала авиации А.Е, Голованова г. Лзержинский, М.О.
РЕЗОЛЮЦИЯ
XXX Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
1. Необходимость комплексных исследований в акмеологии и в психологии смысла жизни
На симпозиуме была отмечена значимость комплексных исследований в акмеологии и в психологии смысла жизни. Это предполагает объединение психологических, педагогических, акмеологических, логотерапевтических, артлоготерапевтических исследований, что даст возможность расширения научного знания о смысле жизни и акме.
2. Необходимость разработки нового методического аппарата:
- разработки новых методик и адаптации существующих для решения научных, исследовательских задач
3. Необходимость привлечения большего числа специалистов к психологическому консультированию и психотерапии в области психологии смысла жизни, логотерапии, артлоготерапии, экзистенциальной психотерапии
- расширение действующих образовательных программ;
- обмен опытом посредством стажировок, участия в образовательных программах и конференциях;
- разработку новых образовательных программ, включая дополнительные курсы;
- увеличение числа научных конференций, конгрессов и других мероприятий, способствующих обмену опытом, знаниями и результатами исследований;
- увеличение количества просветительских мероприятий.
4. Увеличение объема научно-исследовательских работ и исследований.
- увеличение научных исследований в области психологии смысла жизни, акмеологии, экзистенциальной психологии, логотерапии, артлоготерапии социореабилитации, направленных на более глубокое понимание структуры смысла жизни и практическое применение теоретических знаний в психологическом консультировании;
- разработка технологий, методов и методик в данных областях, базирующихся на научной основе.
5. Обеспечение сотрудничества на международном уровне в области исследований и обмена опытом:
- Проведения международных конференций и семинаров;
- Создания международных платформ, обществ и/или других объединений для обмена опытом;
- Реализации совместных исследовательских проектов, участия в стажировках и обмена специалистами;
6. Развитие научного-просветительского направления в молодежной среде.
- развитие научно-образовательного проекта «Лаборатория смысла: наука и творчество», масштабирование данного проекта;
-проведение международных конференций и научно-образовательных семинаров, посвященных смыслу жизни и акме среди школьников и студентов;
- создание международных объединений для обмена опытом;
- реализация совместных исследовательских проектов, участие в стажировках и обмене специалистами;