Родилась 3 января 1947 года.
Российский психолог, психотерапевт, специалист в области философии психотерапии, детской и возрастной психологии.
Людмила Ивановна закончила психологический факультет МГУ им. Ломоносова (в 1973 г.) по специальности – психолог, преподаватель психологии. С 1973 г. по 1984 г. работала научным сотрудником в лаборатории психологии подросткового возраста в Институте возрастной и педагогической психологии АПН СССР. С 1994 г. является старшим научным сотрудником лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования».
-
Научные интересы
-
Философия психотерапии, детской и возрастной психологии
-
-
Наука
-
Издательская деятельность
Л.И. Воробьева редактировала периодические выпуски «Трудов по консультативной психологии и психотерапии»: М.: МГППУ; ПИ РАО (2007 и 2009 гг.), а также являлась гл. редактором коллективной монографии «Психологическое консультирование и психотерапия: в поисках самоопределения (методологические, теоретические и методические аспекты)» (в печати).
Научная деятельность
Занимаясь теоретическими проблемами возрастной психологии, Л.И. Воробьева на основании аналитической психологии К.Г. Юнга предложила оригинальную для отечественной детской психологии идею «символического ребенка» и «символического взрослого», перманентно присутствующих в символико-смысловой сфере человеческой психики (что дополняет классическое представление о «ребенке» и «взрослом», а также о периодизации онтогенетического развития в психологии). Эта идея не была самоценной, поскольку за ней стояла другая – более фундаментальная – осознанно поставленная проблема обоснования необходимости и возможности гуманитарной психологии, предметом которой являются символико-смысловые психические образования, изучение которых возможно лишь с помощью феноменолого-герменевтического метода в условиях диалогической структуры коммуникации, что недоступно традиционной естественнонаучно ориентированной психологии. Проект гуманитарной психологии стал центральной задачей в реализации профессиональных целей Л.И Воробьевой – в связи с этим ее интересы тесно переплелись с философией, преобразовавшись в трансдисциплинарное исследование. Фокус проблем, связанных с осуществлением проекта гуманитарной психологии, сосредоточен на возможности преодоления картезианской субъект-объектной гносеологической дихотомии, которая фундирует новоевропейские науки (и практики) – такая перспектива открывается нам философией диалогизма, имеющей прочную традицию в отечественной философии и психологии (М.М. Бахтин, Т.А. Флоренская). Л.И. Воробьева, не относя свои разработки к особому (параллельно другим существующему) «диалогическому подходу», продвигается в реализации проекта гуманитарной психологии в опоре на идеи диалогической философии (как отечественной, так и зарубежной). В особенности ее привлекает концепция герменевтического диалога Г.-Х. Гадамера, в которой синтезированы и методологически реализованы идеи и диалогической, и феноменологической философии, которые она применяет для обоснования философско-методологической возможности гуманитарной психологии.
Одной из целей в проекте гуманитарной психологии является разработка ее категориального аппарата, для достижения которой Л.И. Воробьевой проделан философско-психологический анализ категорий «субъект» и «автор». В свою очередь, теоретико-психологическая проработка категории авторства, как полагает Л.И. Воробьева, содержит возможность для такой (относительно новой) предметной области психологии как «психология жизненного пути личности» преодолеть каузалистскую доминанту естественнонаучно ориентированной психологии в пользу телеологической перспективы в понимании человеческого существования, философски определить возможность ее развития как направления гуманитарной психологии. Еще в самом начале своего профессионального пути Л.И. Воробьевой было предложено понятие «жизнетворчество» с использованием идей экзистенциальной философии, конкретизирующее категорию авторства и методологически ориентирующее исследователей жизненного пути человека (в противовес естественнонаучно ориентированному изучению его жизненного цикла) в направлении развития гуманитарного психологического проекта. Категориальный аппарат гуманитарной психологии как связная система помимо тех, что конкретизируют новые гносеологические принципы (диалогизма и авторства), должен содержать основополагающие онтологические категории, в качестве которых Л.И. Воробьева предлагает «опыт – смысл – понимание» как описывающие структуру субъективности человека и к тому же глубоко укорененные в методологии диалогизма и феноменологической герменевтики. Их теоретическое наполнение и эмпирическое моделирование составляют сегодня цель дальнейших изысканий в области гуманитарной психологии. Л.И. Воробьева уповает на возможность достижения этой цели, обращаясь к психотерапевтическому дискурсу, определяя его как специфически гуманитарную практику.
В перестроечный период, когда стало возможным заниматься психологическим консультированием, Л.И. Воробьева активно участвовала в организации и работе общественного консультативного центра при Психологическом институте, посвятив свою дальнейшую деятельность (внемедицинской) психотерапии. Психотерапия, в свою очередь, предоставила широчайшие возможности для развития проекта гуманитарной психологии, поскольку в ее основание, как ею было показано (в отличие от прикладных форм психологической практики), заложен единый феноменолого-герменевтический метод – несмотря на огромное разнообразие психотехнических средств, разработанных различными направлениями. Занимаясь изучением философско-методологических оснований психотерапии, Л.И. Воробьева предложила проект интерпретации психотерапии как дискурсивной практики в единстве трех структурных составляющих «знание – власть – этос» (в соответствии с археологическим методом М. Фуко) и исследовала особенности каждого из них. Это позволило расширить аналитику психотерапии, выйти за рамки традиционного эпистемологического анализа и описать ее социокультурные аспекты, а также более аргументировано продвигать идею культурной и институциональной автономии психотерапевтического дискурса от научной психологии и психиатрии. Предметом ее интересов сегодня является поиск адекватного «телосу» (Аристотель) психотерапии определения – в отличие от функционально-технологического понятия о человеческих практиках, доминирующего в эпоху Модерна, сущностное понимание каждой из них должно быть основано на определении их культурного и социального предназначения. В основу методологии анализа психотерапевтического дискурса она полагает общегуманитарный герменевтический метод, который реализуется ею с помощью помещения психотерапии в контекст постклассической философии (М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер, Г.-Х. Гадамер, М. Фуко, Ю. Хабермас и др.). В пользу данного методологического выбора свидетельствует не только синхронное появление этого культурно-исторического феномена на исторической сцене, но и его конгениальность поискам европейской философии в эпоху перехода от Модерна к Постмодерну, лейтмотивом которых была проблема методологии «наук о духе».
Л.И. Воробьева предполагает развивать проект гуманитарной психологии, разрабатывая частную исследовательскую стратегию с использованием качественной проективной методологии в условиях диалогической структуры коммуникации между исследователем и респондентом, предмет ее интереса – осмысление (семантизация и совладание) c разнообразным (в том числе, фрустрирующим) опытом в детско-родительских отношениях.
Практическая психологическая деятельность
Л.И. Воробьева – практикующий психотерапевт, имеет опыт работы с семьями, детско-родительскими отношениями, а также в индивидуальной психотерапии, не является адептом какой-то избранной психотерапевтической школы, в выборе психотехник ориентируется на специфику случая, использует сочетание различных подходов.
-