Публикации
Год: 2021
Тип: Монография
ISBN: 978-5-98807-095-5
Тираж: 300 экз.
Монография объединяет и обобщает результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме психологического образа детства у современных взрослых, проводившихся авторами на протяжении нескольких лет. Изложение построено в логике сравнительно-исторического анализа содержания нормативного образа детства, сложившегося в Советском Союзе и современной России, что позволило увидеть динамику расширения и изменения институционального стандарта детства на протяжении практически целого столетия. Дана характеристика основных закономерностей формирования и динамики психологического образа детства у взрослых людей, созданы описательные модели психологического образа детства, которыми они руководствуются при выборе образовательной среды для своих детей. Выбор образовательной среды ребенка рассматривается в качестве социального индикатора родительских представлений о ценности детского периода жизни, современном ребенке, родительской позиции, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи, образующих содержание субъективного психологического образа детства. Исследование показало, что в условиях постиндустриального общества произошла заметная трансформация представлений о детстве: доминировавший в СССР институциональный образ детства, задаваемый извне и имевший выраженную общественную направленность, сменился обыденным образом детства, ориентированным на воспитание конкурентоспособного человека, достижение личного успеха.
Авторы книги — сотрудники Психологического института Российской академии образования — в течение многих лет ведут исследования в области психологии развития детей в социокультурных условиях постиндустриального общества.
В монографии под одной обложкой собраны материалы, ранее публиковавшиеся в различных научных изданиях, к которым редко обращаются практики – психологи, педагоги, родители. Мы надеемся, что наша работа будет интересна широкому кругу читателей, всем, кому небезразличны проблемы современного детства.