Научно-методический семинар "Какого учителя ждет современная школа"
27 марта 2025 г. на площадке ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» прошло второе заседание постоянно действующего Всероссийского научно-методического семинара «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения».
Руководитель и ведущая семинара - Паршутина Л.А., заместитель директора ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания.
Цель семинара: проанализировать практический опыт педагогической подготовки студентов в непедагогических вузах и возможности адаптации выпускников к работе учителем (на примере математического и естественно-научного образования).
В мероприятии приняли участие более 150 участников: деканы, директора, методисты, преподаватели, аспиранты и студенты из 40 научных и общеобразовательных организаций: ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”»; ФГАОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»; ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»; ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского»; ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»; ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»; МОУ ДПО Методический центр «Раменский дом учителя»; ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства»; Педагогический колледж Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета; «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; ГБОУ «Республиканская многопрофильная гимназия» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; «Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования» Кабардино-Балкарского государственного университета; «Республиканский центр семейного консультирования» Государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; ГБОУ г. Москвы «Лицей «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова»; ГБОУ г.Москвы "Школа-1287"; ГБОУ г.Москвы "Школа № 1505"; ГБОУ г.Москвы "Школа № 1551"; ГБОУ г.Москвы "Школа № 1589"; МОУ «Гимназия г. Раменское»; МОУ «Ильинская СОШ № 26»; БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», ГБОУ РМ «Республиканский лицей», Республика Мордовия, г. Саранск; ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» и другие.
В рамках дискуссии с сообщениями выступили:
«Потребность в учителях естественно-научных и математических предметов в общеобразовательных организациях» - Попова Галина Михайловна, заместитель директора МОУ ДПО Методический центр «Раменский дом учителя», методист предметов естественнонаучного цикла, муниципальный координатор аттестации педагогических работников Раменского муниципального района Московской области, почетный работник сферы образования и воспитания РФ.
«Стремятся ли выпускники непедагогических вузов в школу?» Рыжова Оксана Николаевна, доцент кафедры физической химии, ответственная за педагогическую практику студентов химического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», кандидат педагогических наук, доцент.
«Чем различаются уроки учителей, имеющих и не имеющих педагогическое образование» - Оржековский Павел Александрович, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
«Будет ли выпускник непедагогического химического вуза хорошим учителем в школе?» - Тюльков Игорь Александрович, доцент кафедры общий химии, ответственный за специализацию «Теория и методика обучения химии» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», кандидат педагогических наук.
«Роль наставничества в формировании педагогических компетенций у студентов непедагогических вузов» - Черникова Валерия Валерьевна, учитель физики ГБОУ г.Москвы "Школа № 1589", старший методист ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», главный тренер сборной команды г. Москвы по физике.
«Учитель физики и проектного обучения в общеобразовательной организации» (из опыта работы НИЯУ МИФИ)» - Бакун Алексей Дмитриевич, начальник отдела образовательных сервисов управления профориентационной работы ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”».
«Профессиональные компетенции современного учителя, преподающего химию в классах естественнонаучного профиля» - Круглова Ирина Ивановна, учитель химии БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей".
«Работа педагога-психолога в педагогической команде: направления деятельности и инструменты» - Юрчук Ольга Леонидовна, заместитель руководителя Федерального координационного центра по развитию психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московского государственного психолого-педагогического университета», кандидат психологических наук.
«Факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей – выпускников непедагогических вузов» - Случ Михаил Ильич, директор школы, ГБОУ города Москвы «Лицей «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова».
«Практика тьюторского сопровождения молодого учителя» - Грачева Наталья Юрьевна, заместитель директора по содержанию образованию ГБОУ Школы 1287, кандидат педагогических наук. Логинов Дмитрий Александрович, руководитель Службы психолого-педагогического и тьюторского сопровождения, учитель биологии ГБОУ Школы 1287.
«Адаптация выпускников непедагогических вузов, работающих в естественно-научных классах» - Сабаев Сергей Николаевич, заместитель директора по развитию, учитель физики ГБОУ РМ "Республиканский лицей", Республика Мордовия, г. Саранск.
«Затруднения начинающих педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности» - Шипарева Галина Афанасьевна, заместитель директора по содержанию образования ГБОУ г. Москвы "Школа № 1505", кандидат педагогических наук.
В рамках дискуссии с предложениями выступили:
Гайдамашко Игорь Вячеславович, заместитель директора ФГБНУ ФНЦ ПМИ.
Якута Алексей Александрович, доцент кафедры общей физики физического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».
Невская Елена Юрьевна, доцент кафедры общей химии факультета физико-математических и естественных наук ФГАОУ ВО имени Патриса Лумумбы».
Левина Серафима Георгиевна, профессор кафедры географии, биологии и химии естественно-технологического и математического факультета ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.
Симонова Марина Жоржевна, доцент кафедры химии, экологии и методики обучения химии ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.
Варлыгина Наталья Ивановна, директор МОУ «Гимназия г. Раменское».
Мулика Алёна Валерьевна, заместитель директора МОУ «Гимназия г. Раменское».
Прохорова Светлана Валентиновна, заместитель директора МОУ «Ильинская СОШ № 26».
Волосатова Ирина Юрьевна учитель музыки, культурологии, заведующая кафедрой предметов художественно-эстетического цикла ГБОУ города Москвы «Школа № 1551».
По итогам обсуждения предложенных проблем участниками семинара была отмечена актуальность, полезность и новизна представленной информации; были приняты предложения, направленные на поиск путей решения рассмотренных проблем:
- дефицит учителей естественно-научных и математических предметов в общеобразовательных организациях;
- стремление выпускников непедагогических вузов к педагогической деятельности;
- владение профессиональными компетенциями (практические навыки и теоретические знания) современным учителем;
- психологическая поддержка школьного учителя;
- адаптация выпускников непедагогического вуза для работы в школе.
РЕЗОЛЮЦИЯ
27 марта 2025 г. г. Москва
Всероссийский научно-методический семинар «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения» (далее Семинар) организован по инициативе ФГБНУ «Федеральный центр психологических и междисциплинарных исследований».
Второе заседание семинара по теме «Какого учителя ждет современная школа?» проведено с целью проанализировать практический опыт педагогической подготовки студентов в непедагогических вузах и возможности адаптации выпускников к работе учителем (на примере математического и естественно-научного образования). Привлечь внимание широкой научно-педагогической общественности к проблемам педагогического образования, стимулировать профессиональную дискуссию, обмен опытом и формирование стратегий для педагогической подготовки студентов непедагогических вузов.
В работе Семинара приняли участие более 150 участников: научные сотрудники, деканы, директора, методисты, преподаватели, аспиранты и студенты из 40 научных организаций общего образования.
Обсуждаемые проблемы:
1. Дефицит учителей естественно-научных и математических предметов в общеобразовательных организациях.
2. Стремление выпускников непедагогических вузов к педагогической деятельности.
3. Владение профессиональными компетенциями (практические навыки и теоретические знания) современным учителем.
4. Психологическая поддержка школьного учителя
5. Адаптация выпускников непедагогического вуза для работы в школе. Помощь молодому учителю.
По итогам обсуждения вышеназванных проблем были приняты следующие предложения:
- акцентировать внимание (научные разработки, статьи, выступления) научно-педагогической общественности на проблемах педагогической подготовки выпускников непедагогических вузов и возможности их профориентации для работы в образовательных организациях;
- проанализировать причины нехватки учителей математики, физики и других естественно-научных учебных предметов в различных образовательных организациях, разработать предложения для улучшения ситуации дефицита педагогов;
- инициировать изучение и использование практического опыта разработки образовательных программ профессионального образования для студентов непедагогических вузов в областях: педагогической психологии, методических подходов к формированию естественно-научной грамотности, современных технологий и методики углубленного изучения математики, физики, химии и биологии;
- проанализировать возможные пути взаимодействия образовательных учреждений среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, и определить перспективы дальнейшей работы в подготовке и адаптации молодых преподавателей естественно-математических учебных предметов (на примерах работы ГБОУ «Республиканский лицей для одарённых детей» г. Саранск, ГБОУ Школа 1287, ГБОУ Школа 1505 г. Москвы и др.);
- продолжить работу по определению профессиональных дефицитов подготовки студентов непедагогических вузов для педагогической деятельности, определить состав и возможные пути формирования необходимых современному педагогу компетенций, возможности адаптации выпускников вузов в школе (такие как: форма наставничества «учитель – учитель», индивидуальные и групповые тьюториалы и др.);
- создать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) из представителей заинтересованных вузов РФ для перспективной разработки методического обеспечения (единая программа, методические пособия, учебные курсы и т.п.) для подготовки будущих учителей математических и естественно-научных предметов в классических и технических университетах (на базе ФГБНУ «Федеральной центр психологических и междисциплинарных исследований»).