Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
3 ноября 2024
Дорогие коллеги!
С радостью сообщаем о выходе четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Номер приурочен к 90-летию со дня смерти крупнейшего психолога XX века Льва Семеновича Выготского (1896–1934 гг.). Для факультета психологии МГУ, его преподавателей и студентов, особенно важна нравственно-этическая и мировоззренческая позиция Выготского; его личностное отношение к науке, поскольку в создании факультета огромную роль сыграли его ближайшие ученики и коллеги – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др. Большинство статей этого номера подготовлено именно их учениками или учениками уже их учеников. Так что, согласно известному выражению, многие авторы номера находятся на дистанции одного-двух личных «рукопожатий» от Льва Семеновича Выготского.
Раздел «Теоретические исследования» открывает статья Т.Ю. Базарова, Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой о перекличке идей культурно-исторической теории и социальной психологии. Статья Н.Е. Вераксы посвящена диалектическому анализу как методу исследования в работах Л.С. Выготского. Тема переживания и «идеальной формы» в структуре социальной ситуации развития рассматривается в работе О.А. Карабановой. Раздел продолжает статья Е.В. Субботского о натуральных психических функциях как источнике живого сознания. Исследования зарубежных коллег представлены статьей «“Мосты или стены”: к вопросу о переводе на иностранные языки понятий культурно-исторической теории» бразильских психологов Э. Тунес и З.Р. Престес. Проблема обучения и развития субъектности обсуждается в статье Г.А. Цукерман и О.Л. Обуховой. С радостью сообщаем о выходе четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Номер приурочен к 90-летию со дня смерти крупнейшего психолога XX века Льва Семеновича Выготского (1896–1934 гг.). Для факультета психологии МГУ, его преподавателей и студентов, особенно важна нравственно-этическая и мировоззренческая позиция Выготского; его личностное отношение к науке, поскольку в создании факультета огромную роль сыграли его ближайшие ученики и коллеги – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др. Большинство статей этого номера подготовлено именно их учениками или учениками уже их учеников. Так что, согласно известному выражению, многие авторы номера находятся на дистанции одного-двух личных «рукопожатий» от Льва Семеновича Выготского.
В разделе «Эмпирические исследования» освещается проблематика взаимосвязи объема словарного запаса и понимания эмоций у детей 5-7 (авторы Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, У.Д. Гусева, Е.С. Ощепкова); тема переживания «семейной боли» в контексте культурно-исторического подхода (авторы А.М. Луценко и А.С. Спиваковская), а также соотношение своеобразия личностных характеристик и профессиональной деятельности актеров (авторы В.С. Собкин, Т.А. Лыкова).
Третий раздел «История психологии» представлен несколькими работами, осмысляющими работы Л.С. Выготского в современном научном контексте. Так, статья Н.Н. Вересова посвящена истории развития культурно-исторической теории и ее современному восприятию; Т.Д. Марцинковская анализирует время в творчестве Л.С. Выготского; В.С. Собкин рассматривает метаморфозы оценки отечественными психологами работы Л.С. Выготского «Психология искусства». Особый интерес в данном разделе представляет статья Н.Л. Савченко и М.В. Сиян, в которой рассматриваются тексты трех неизвестных ранее писем Л.С. Выготского к Э.И. Хейфец.
Завершает номер статья Г.Г. Кравцова и О.Г. Кравцова «О классичности «неклассической» психологии», в которой подчеркивается роль Выготского как создателя научной психологии будущего.
Представляя этот номер журнала, надеемся, что опубликованные в нем материалы вызовут живой отклик читателей.
Dear colleagues!
We are pleased to announce the release of the fourth issue of the “Lomonosov Psychology Journal.” This issue is dedicated to the 90th anniversary of the passing of the greatest psychologist of the 20th century, Lev Semenovich Vygotsky (1896-1934). For the Faculty of Psychology at Moscow State University, Vygotsky's moral, ethical, and ideological positions, along with his personal approach to science, are particularly significant, as many of his closest students and colleagues (including A.N. Leontiev, A.R. Luria, B.D. Elkonin, A.V. Zaporozhets, P.Ya. Galperin, B.V. Zeigarnik, and others) played crucial roles in the establishment of the faculty. Most articles in this issue were prepared by their students or the students of their students. Thus, as the saying goes, many authors in this issue are just one or two "handshakes" away from Lev S. Vygotsky.
The "Theoretical Studies" section opens with an article by T.Yu. Bazarov, E.P. Belinskaya, and O.A. Tikhomandritskaya on the overlapping ideas of cultural-historical theory and social psychology. N.E. Veraksa's article focuses on dialectical analysis as a research method in Vygotsky's works. O.A. Karabanova discusses the theme of experience and "ideal form" in the context of the social situation of development. E.V. Subbotsky presents research on natural mental functions as sources of living consciousness. Contributions from international colleagues are highlighted in the article "Bridges or Walls: Remarks on Translating the Concepts of Cultural-Historical Theory" by Brazilian psychologists E. Tunes and Z.R. Prestes. G.A. Zuckerman and O.L. Obukhova address the problem of teaching and developing subjectivity.
The "Empirical Studies" section examines the relationship between vocabulary volume and emotional understanding in children aged 5-7 (by D.A. Bukhalenkova, A.N. Veraksa, U.D. Guseva, and E.S. Oshchepkova); the theme of experiencing "family pain" within a cultural-historical context (by A.M. Lutsenko and A.S. Spivakovskaya); and the link between unique personal characteristics and the professional activities of actors (by V.S. Sobkin and T.A. Lykova).
The third section, "History of Psychology," features several works that reflect on Vygotsky's contributions in a modern scientific context. N.N. Veresov discusses the development of cultural-historical theory and its contemporary interpretation; T.D. Martsinkovskaya analyzes time perspective in Vygotsky's work; and V.S. Sobkin reviews the changing assessments of Vygotsky's "Psychology of Art" by Russian psychologists. Of particular interest is the article by N.L. Savchenko and M.V. Siyan, which examines three previously unknown letters from L.S. Vygotsky to E.I. Kheifets.
The issue concludes with the article by G.G. Kravtsov and O.G. Kravtsov, "On the Classicism of 'Non-Classical' Psychology," which underscores Vygotsky's role as a pioneer of the scientific psychology of the future.
In presenting this issue of the journal, we hope that the materials published within it will resonate with our readers.