Психологический институт Российской академии образования

Наука

ученый совет

Ученый совет Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования»

диссертационный совет

Диссертационный совет при ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»

Психологический институт, основанный в 1912 г., был задуман профессором Г.И. Челпановым как центр науки и образования, в котором студенты Московского университета осваивали исследовательское мастерство, участвуя в реальной научной работе. Учебные задания становились органичным элементом текущего научного процесса, что позволяло подготовить высококвалифицированных ученых, обеспечивая при этом высочайший уровень научного поиска в институте – одном из лидеров мировой психологической науки того времени.

С 1940-х гг., когда институт вошел в структуру Академии педагогических наук СССР, челпановский принцип интеграции фундаментальной науки и образовательной практики получил новое содержание: обоснование прикладных продуктов, создаваемых для системы образования, на фундаментальном научном уровне. Разработки института в области образования всегда были результатом исследований общепсихологических механизмов психического развития, что обеспечивало им статус не столько прикладного, сколько концептуального продукта. Достаточно вспомнить созданный Б.М. Тепловым в 1950-х годах учебник психологии для средней школы; получившую широкое распространение в нашей стране с 1970-х годов систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; обширные разработки в области сверхактуальной в 1980-х проблематики программированного обучения и многое другое, чем сегодня, по праву, гордится Психологический институт.

Эти замечательные традиции, заложенные выдающимися отечественными психологами, не прерывались в Психологическом институте ни на день. Сегодня коллектив института развивает два взаимопересекающихся и взаимодополняющих друг друга исследовательских направления – это психология развития и психология образования. При этом первое из них ни в коем случае не позиционируется как сугубо фундаментальное направление, а второе – как сугубо прикладное: в большей или меньшей степени, но в каждом из них вектор научного поиска нацелен на обоснование возможностей оптимизации образовательной практики на основе научного познания психологической природы человека.

Такой практико-ориентированный фундаментальный исследовательский подход позволяет на концептуальном уровне психологического знания разрабатывать высокоэффективные психологические или психолого-педагогические инструменты.